Тематические разделы

Календарь

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Рекомендуем


Это интересно

Имамы , занимавшиеся иджтихадом.

 (голосов: 1)
Автор: VeT | Комментариев: 0 | Просмотров: 13462
На определённом этапе истории мусульманской мысли важную роль сыграли великие улемы, которые извлекали из Корана и Сунны установления шариата, необходимые людям во всех их делах, и предложили мусульманам совершенную и удовлетворявшую все их потребности законодательную систему.

Среди этих улемов появились и крупные факихи, которые выработали для себя принципы извлечения установлений. В совокупности своей эти правила получили название науки об основах фикха. Факихи неуклонно придерживались сформулированных ими принципов, благодаря чему нормы фикха, извлекаемые из Корана и Сунны, гармонировали друг с другом и отличались совершенством.

Таких имамов было немало, однако суждения большинства из них не фиксировались письменно и поэтому не дошли до нас, те же, суждения которых были записаны и нашли практическое применение, стали известны как четыре имама. Ими являются имамы Абу Ханифа ан-Ну'ман бин Сабит (ум. в 150 г. х.), Малик бин Анас (ум. в 179 г. х.), Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и (ум. в 204 г. х.) и Ахмад бин Ханбал аш-Шайбани (ум. в 241 г. х.).

Их ученики стали записывать и сохранять суждения этих имамов, разъясняя, что служило доводами в пользу их суждений, для чего ими было написано множество трудов. С течением времени богатство фикха прирастало стараниями крупных улемов, сменявших друг друга на протяжении веков, и в конечном итоге мусульманская община стала обладательницей крупнейшей сокровищницы права.

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, был первым, кто стал вести записи по фикху, разбивая материалы на главы и книги, как это делается сегодня, а автор "Аль-Муватта" имам Малик, да помилует его Аллах, последовал его примеру. Кроме того, Абу Ханифа, родившийся в 80 г. х., считается одним из виднейших улемов из числа последователей . Достоверно известно, что он застал в живых около двадцати сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Абу Ханифа изучал фикх в Куфе у учеников видного сподвижника 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Вот почему люди говорили, что семена фикха посеял 'Абдуллах бин Мас'уд, поливал их 'Алькама бин Кайс, который воспринял знание от Ибн Мас'уда, 'Али, Абу-д-Дарда' и 'Аиши, да будет доволен ими Аллах, жатву собрал Ибрахим ан-Наха'и, а обмолотил урожай Хаммад бин Муслим аль-Куфи , который являлся шейхом имама Абу Ханифы. Имам сказал о нём так: «Во время каждой молитвы наряду с просьбами простить моего отца я обязательно просил Аллаха простить и его». Хаммад бин Муслим умер в 120 г. х., а Абу Ханифа «смолол» то, что было собрано его учителем. Имеется в виду, что он классифицировал его труды и разъяснил суть его методов. Абу Йусуф Йа'куб бин Ибрахим детально изучил основоположения, сформулированные имамом, и с помощью иджтихада извлёк из основ дополнительные установления. Он являлся самым выдающимся учеником Абу Ханифы и был первым верховным судьёй (кади аль-кудат) Халифата. В своей "Истории" аль-Хатиб аль-Багдади упоминает о том, что Абу Йусуф, родившийся в 113 г. х. и умерший в Багдаде в 182 г. х., был автором книг по основам фикха ханафитского мазхаба . «Хлеб же из этого теста испёк» второй ученик Абу Ханифы и собиратель его наследия Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, умерший в Рее в 182 г. х. Аль-Хатиб аль-Багдади передал, что ученик имама аш-Шафи'и ар-Раби' сказал: «Я слышал, как аш-Шафи'и сказал: «В том, что касается фикха, все люди нуждаются в Абу Ханифе, ибо он был одним из тех, кому было оказано содействие в постижении фикха».

Исламский фикх является законом (шариат) Аллаха, соблюдая который мы поклоняемся Аллаху. Имамы иджтихада прилагали усилия для извлечения из Корана и Сунны установлений религии Аллаха и Его шариата. Занимаясь этим, они выполняли то, что было возложено на них Аллахом, который сказал: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам». Аллах Всевышний также сказал: «Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему». Об этом шейх-уль-Ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал так: «Окончательное решение по этому вопросу можно сформулировать следующим образом: если человек, будь то имам, судья, опекун, муфтий или кто-нибудь ещё, старался и искал доводы в пользу чего-либо, боясь Аллаха по мере сил своих, то это и являлось тем, что возложил на него Аллах. Такой человек проявляет повиновение Аллаху и заслуживает награды, если он боялся Аллаха по мере своих сил, и Аллах, конечно, не накажет его. Он поступает правильно в том смысле, что проявляет повиновение Аллаху, и может найти правильное решение, но может и не найти его» .

Шейх факихов своего времени Мухаммад Бахит аль-Муты'и, да помилует его Аллах, сказал: «Каждое из этих установлений либо взято из одного из четырёх источников - Корана, Сунны, единодушного решения улемов (иджма') и суждения по аналогии (кийас), либо правильно выведено с помощью иджтихада.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Последователи имамов отказываются от их взглядов
  • Определение понятия "фикх".
  • Имам Абу Ханифа
  • Обязательность чтения Корана, когда имам не читает Коран вслух
  • Что мы знаем о мусульманском праве?

  •   Copyright © 2003-2020
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость