«Он (да благословит его Аллах и приветствует) держал распростёртой свою левую ладонь на левом колене, сжимал в кулак все пальцы правой руки, направлял указательный палец в сторону Киблы и обращал на него свой взор (т.е. на указательный палец правой руки)»(555).
Также «при указывании пальцем он возлагал большой палец (правой руки) на средний палец»(556), а иногда «он образовывал этими двумя пальцами кольцо»(557).
«Подняв свой правый (указательный) палец, он совершал им движения, взывая им к Аллаху»(558), и он говорил: ‘Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо’, имея в виду (правый) указательный палец»(559).
Кроме того, «сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) напоминали друг другу указывать пальцем при взывании с мольбами к Аллаху»(560). Однажды «увидев, как какой-то человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, он сказал: ‘(Делай это) одним, [делай это одним]!’ — и показал на свой указательный палец»(561).
«Он (да благословит его Аллах и приветствует) так делал (при произнесении) обоих ташаххудов»(562). __________ (555) Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и Абу Йа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующее дополнение от Ибн Умара: «...и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (об этом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец. Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказал мне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делали так», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайне странное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «один человек» является достоверной.
(556) Муслим и Абу Авана.
(557) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).
(558) Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1). О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует о том, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержится доказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, поскольку взывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этого мнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада (однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во время молитвы?» Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично!». (Об этом упомянул Ибн Хани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенного очевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны. Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку, думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами. Что касается опускания этого пальца после указания им либо ограничения его движения утверждением (при произнесении слов «Ля иляха...» - «Нет бога...») и отрицанием (при произнесении слов «.. .илля Ллах» — «.. .кроме Аллаха»), — всё это не имеет под собой в Сунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о том свидетельствует вышеприведённый хадис.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Новости по теме: О чтении корана посланником и его намазе.Возложение рук на грудьПроизнесение приветствия (таслим)СМОТРЕНИЕ НА МЕСТО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА.Особенности земного поклона
|