Тематические разделы

Календарь

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Рекомендуем


Это интересно

МЕЖДУ СТРАХОМ И НЕНАВИСТЬЮ: ИСЛАМОФОБИЯ В РОССИИ.

 (голосов: 3)
Автор: AslaN | Комментариев: 0 | Просмотров: 24835
Что есть исламофобия в современном понимании? По мнению российских исследователей Георгия Энгельгардта и Алексея Крымина, под исламофобией следует понимать, прежде всего, действия и высказывания, оцениваемые мусульманами как враждебные исламу. Это понятие охватывает широкий спектр значений — от погромов до любой критики в адрес как мусульман и исламских активистов, так и исламского вероучения и социальной практики.

По одной версии, термин «исламофобия» вошёл в широкое употребление после публикации в 1997 году британским исследователем Р. Трастом доклада «Исламофобия — вызов для всех». Согласно другой версии, он был введён в обиход во Франции мусульманскими активистами иранского происхождения. Заместитель ректора Сассекского университета профессор Гордон Конвей, руководивший проектом по исследованию исламофобии, определил явление как «боязнь и ненависть к исламу и мусульманам, присущие СМИ всех уровней и распространённые во всех слоях общества. Исламофобия проявляется в изображении ислама как цивилизации отсталой, а мусульманской культуры — не как многоликой и прогрессивной, а застывшей и статичной, враждебной к инакомыслию и дискуссиям, патриархальной и женоненавистнической, фундаменталистской и потенциально угрожающей другим культурам»1.

Итак, какова стандартная номенклатура «качеств» и «черт», приписываемых исламу? Это агрессивность, фанатизм, жестокость, нетерпимость, невежество, косность. В разные эпохи те или оценочные определения могли преобладать либо замещаться другими, в зависимости от внешней канвы событий. Наша задача — проследить трансформации антисламских установок в контексте российской истории.

Антагонизм в отношении ислама и его носителей имеет давнюю историю. Длительное противостояние степи, которое позднее оформилось в виде оппозиции Европа — Азия, оказывало на Русь колоссальное воздействие. Поэтому всё, что было связано с Востоком, изначально преподносилось в духе катастрофизма, дуализма, утверждавшего разность древнерусского и кочевнического вариантов постижения и освоения мира. Ограниченный мир индивида находил своё выражение в готовых шаблонах. Длительному бытованию таких шаблонов способствовало повторение самой ситуации (к примеру, кочевники нападают на деревню и берут в плен её жителей). Поэтому большинство эпитетов, проникнутых религиозной враждебностью, относились к восточным кочевникам. К тому же представления о Востоке складывались из черт, присущих архаичному сознанию с его наглядностью, картинностью, визуальностью и стереотипами.

В дохристианской Руси обобщающее имя для кочевников было «языги», «язычники». Позже появился термин «поганый» (лат. paganis). С христианизацией познание ислама свелось к теме о «вечной угрозе» со стороны Востока. Фольклор и вовсе оперировал такими сочетаниями «слов-раздражителей», которые самостоятельно воздействовали на чувства вне контекста. Многократное повторение в отношении врага таких эпитетов и сравнений, как «поганые», «идолища», «собаки», играло особую роль: так конструировалась типичная для средневековья ментальность — сплав искажённых идей и понятий2.

Древнерусская идеология восприняла классически христианскую модель отношения к исламу, импортировав базисные тексты для выработки отношения к нему из Византии. С утверждением обеих мировых религий получило распространение понятие «басурманство». Под ним подразумевались все этносы, исповедовавшие ислам. Закономерно появилась и понятийная пара: христиане-нехристи. Первое относительно точное представление о мусульманской религии относится к эпохе Владимира Святославича (978—1015): в «Толковой Палее» в критическом смысле говорится об исламе (вера Бохмича)3.

Византийские, а следом за ними и русские хронисты пользовались искажёнными сведениями об исламе, создавая фантастический его образ, мало соответствовавший действительности. Ужас перед нашествиями «поганых», длившийся веками, подготовил питательную почву для появления множества мифов. Разделение мира на два полюса оборачивалось неизбежным упрощением представлений, набором предвзятых обобщений.

Монгольское нашествие свело на нет попытки формирования более объёмного образа Востока. Двухсотлетнее иго (1237—1480) привело к тому, что всё, включавшееся в понятие «ислам», перешло в категорию аномалии. Но вскоре русская культура всё уверенней стала ощущать своё превосходство над «обычаем поганых», противопоставив себя как культуру антикультуре басурман. Усиление мусульманского начала в Орде превратило борьбу против ига в религиозное противостояние. Для консолидации народа политические и духовные лидеры начали конструировать образ ислама как религии «насилия и нетерпимости».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Исламофобия???
  • Будущие офицеры знакомятся с основами Ислама
  • ИСЛАМОФОБИЯ В РОССИИ: О НЕКОТОРЫХ «СУБЪЕКТИВНЫХ» ПРЕДПОСЫЛКАХ СОВРЕМЕННЫХ ...
  • ЧТО РОССИЯ ДУМАЕТ ОБ ИСЛАМЕ? Исламофобия как феномен обывательского сознани ...
  • Православие и ислам: мир или перемирие?

  •   Copyright © 2003-2019
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость