Тематические разделы

Календарь

«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Рекомендуем


Это интересно

Исламская утопия: проект счастья...

 (голосов: 3)
Автор: AslaN | Комментариев: 0 | Просмотров: 21033
ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Исмаил Гаспринский сыграл выдающуюся роль в разработке идентичности российских мусульман. Он был активным сторонником и пропагандистом идеи языкового, этнического и культурного единства тюркских народов, в особенности тех из них, что жили под властью Российской империи. Он сформулировал максиму «единство в языке, вере и делах», которая стала лозунгом культурного, а позже политического самоопределения тюркских народов империи. Таким образом, им было сформулировано ядро пантюркистской идеологии. Важным этапом в развитии пантюркизма были первые мусульманские съезды, проведение которых стало возможным благодаря революции 1905 года.

В августе 1905 года первый съезд мусульман России прошёл в Нижнем Новгороде. В январе 1906 года в Петербурге прошёл второй мусульманский съезд, который постановил создать Союз мусульман России. На нём председательствовал Исмаил Гаспринский. На третьем съезде в 1906 году Союз мусульман был преобразован в политическую партию, программа которой базировалась на идеологии пантюркизма1.

И всё же главным делом его жизни стала выработка новой концепции образования. Гаспринского не удовлетворял интеллектуальный облик современного ему мусульманина и современного ему мусульманства как цивилизации. Он видел наиболее действенное средство культурного преображения именно в модернизации исламского образования, в обновлении его состава и направленности.

…Исмаил Гаспринский получил начальное образование в медресе Бахчисарая, а также в русских гимназиях (в Симферополе, Москве), в военном училище Воронежа. В Воронеже он жил и воспитывался в доме М. Н. Каткова. Возможно, именно благодаря влиянию Каткова у Исмаила Гаспринского рано проявляется интерес к журналистике. Там же, в Воронеже, Исмаил познакомился с И. С. Тургеневым. Вместе с тем знакомство с русской культурной элитой никак не «размыло» мусульманской и тюркской идентичности Исмаила. В 1867 году он пытается отправиться на Крит, чтобы присоединиться к турецкой армии, воевавшей против греческих инсургентов. Однако Исмаила задержала полиция и отправила назад в Бахчисарай. В Бахчисарае он преподаёт в медресе русский язык. В 1871 году Гаспринский отправляется в Париж, где поступает секретарём к И. С. Тургеневу и работает как корреспондент ряда русских газет. Через три года он возвращается в Крым, посетив по дороге Магриб, Египет, Турцию.

С 1888 года он издаёт газету «Тарджуман» («Переводчик»), которая сыграла выдающуюся роль в модернизации российского мусульманства, вырабатывает новые учебные программы, создаёт новые учебники, основывает в Крыму так называемые новометодные школы. Впоследствии они получат широкое распространение на российских мусульманских территориях вплоть до Самарканда и Ташкента, а также и в зависимом от России Бухарском эмирате. Благодаря этим новометодным школам на мусульманских территория России в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация мусульманских интеллектуалов, которые были открыты европейской образованности, не порывая при этом со своей «мусульманской» идентичностью.

В своей просветительской деятельности Исмаил Гаспринский, по существу, воплотил идеи либеральных казанских богословов Абу Насра ал-Курсави (1776—1812) и Шихаб ал-Дин Марджани (1818—1889), призывавших к структурному обновлению мусульманского знания. Наиболее яркая фигура в этом отношении второй из них — Шихаб ал-Дин Марджани, который преподавал в медресе при 1-й казанской мечети и приложил большие усилия для европеизации образования, освоения европейской науки. Он внедрил преподавание светских наук в школе, упорядочил работу в медресе, а сверх занятий в медресе преподавал математику, географию, астрономию интересующимся студентам, был сторонником изучения русского языка как источника знаний. При этом, что характерно, его политические пристрастия были, скорее, антироссийскими: он был сторонником Шамиля2.

Однако именно Исмаилу Гаспринскому впервые в русском мусульманском пространстве удалось облечь идею культурного обновления во вполне осязаемые и функциональные формы — выработать содержание и методику нового образования (усул-и джадид) и опробовать его в педагогическом процессе. Преподавание велось на родном языке, вводились новые учебные предметы — такие, как арифметика, география, история, естествознание и русский язык. Важное новшество касалось обучения грамоте — применялся звуковой метод, который предполагал приоритет фонетической формы слова над его графическим выражением. Этот метод был впервые опробован Исмаилом Гаспринским в 1884 году в бахчисарайской школе. Ушли в прошлое такие традиционные методики обучения, как механическое заучивание непонятных ученику текстов, широкое использование в обучении арабского языка (ученики знали его недостаточно хорошо).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Главенство мужчины над женщиной
  • Женщина и вопрос о наследовании.
  • Главенство женщины в доме
  • Женщина и Ислам
  • Искреннее слово.

  •   Copyright © 2003-2019
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость