Тематические разделы

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Рекомендуем


Это интересно

ИСЛАМОФОБИЯ В РОССИИ: О НЕКОТОРЫХ «СУБЪЕКТИВНЫХ» ПРЕДПОСЫЛКАХ СОВРЕМЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.

 (голосов: 2)
Автор: AslaN | Комментариев: 0 | Просмотров: 21764
Одна из проблем, важных для понимания и урегулирования конфликтов, заключается в выяснении удельного веса каждого из двух названных причин конфликта. Все еще существует и даже порой преобладает наивная точка зрения, что достаточно решить «объективные» проблемы, т.е. повысить жизненный уровень людей, обеспечить их работой, наладить функционирование бюрократической машины, и причины, которые провоцируют конфликты, сами собой исчезнут. Увы, исторический опыт вполне социально и экономически благополучных стран Запада (Канада - Квебек, Великобритания - Северная Ирландия и т.д.) опровергает этот расхожий тезис. Эти факты заставляют современных исследователей обратить более пристальное внимание на характер и значение так называемых «субъективных» причин конфликтов. Разного рода социологические опросы, выяснение общественного мнения, мудреные рассуждения о психологии и менталитете превратились в обязательный атрибут российской общественной жизни и стали своего рода «хорошим тоном» для сколько-нибудь приличной аналитики.

К сожалению, увеличение числа публикаций на тему человеческого сознания и самосознания не привело пока, на мой взгляд, к качественному скачку в постижении сути этого явления. По-прежнему господствуют довольно примитивные, часто наукообразные представления о неких врожденных «архетипах» или других «силах», которые управляют сознанием и поведением людей. При этом почти совершенно не принимается во внимание возможность намеренной манипуляции человеческим сознанием и даже его «зомбирования» со стороны государства, средств массовой информации, других общественных институтов.

На Западе известные, ведущие социологи уже давно пришли к убеждению, что, например, такое явление, как «общественное мнение», выясняемое путем опросов, является фикцией, своего рода итогом политического и информационного давления. В России эта тема только-только начинает актуализироваться в связи с выборами в различные ветви государственной власти. Всем, кажется, стало ясно, что так называемые «опросы общественного мнения» не только и не столько «измеряют» реальные потребности и интересы общества, сколько самым активным образом воздействуют на формирование его предпочтений. Парадокс «субъективного» фактора состоит в том, что попытка исследовать, анализировать, комментировать конфликт в условиях формирования так называемого «информационного общества» сама может стать одним из обстоятельств, воздействующих на него.

В своей работе я попытаюсь показать на примере одной острой темы, как логика высказывания, логика «дискурса», как принято говорить на Западе, создает предпосылки для идеологического обоснования разных форм дискриминации и тем самым увеличивает «конфликтообразующий материал» в обществе.

Одним из болезненных симптомов современного общественного сознания России является растущая «не по дням, а по часам» исламофобия. По моему мнению, этот вид ксенофобии является во многом, а может быть даже и в исключительной мере «изобретением» ученых, журналистов и политиков, которые навязывают его населению, разжигая, чаще всего, ничем не оправданные страсти. При обсуждении этой темы образовалось столько самых разнообразных стереотипов, предрассудков, искаженных образов, которые выплеснулись на страницы газет и на телеэкраны, что процесс нарастания исламофобии стал, на мой взгляд, уже необратимым. Итак, каким образом происходит превращение ислама в очередного «врага России»?

Формально под признаки исламофобии попадают лишь те мнения, в которых негативное отношение к исламу в целом и людям, принадлежащим к мусульманской культуре, выражается неприкрыто и цинично. Такого рода идеология является, однако, уделом довольно узкого круга экстравагантных, маргинальных политиков и аналитиков. В публичном обсуждении такого рода откровенная исламофобия считается «неприличной». Я оставляю в стороне вопрос о том, насколько публичные, открытые широкой аудитории точки зрения соответствуют тому, что тот или иной политик или аналитик думает и говорит для избранного окружения. Таким образом, я оставляю в стороне личные пристрастия и психологию конкретных людей. Более важным, на мой взгляд, является вопрос о том, из каких идейных предпосылок вырастает исламофобия. А предпосылки эти, как правило, имеют вид вполне признанных, «респектабельных» и даже популярных мнений.

Я не буду долго говорить об исторических корнях исламофобии в России. Разумеется, она восходит к религиозным спорам и противостоянию, порой военному, Российского государства со странами, исповедующими ислам. В начале XX века в силу самых разных причин это противостояние завершилось, и на смену «геополитическому» противоборству России с мусульманскими странами пришла эпоха стратегического союза этих двух мировых сил. В это время в России преобладающей в общественном сознании становится точка зрения, что ислам, как и любая другая религия или идеология, - это полностью производное явление от экономики и политики.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Исламская экономика: право каждого - благо всех
  • Перспективы взаимодействия светского и религиозного в демократическом госуд ...
  • Экстремизм vs исламофобия
  • Будущие офицеры знакомятся с основами Ислама
  • ВКЛАД МУСУЛЬМАН В ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ.

  •   Copyright © 2003-2019
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость