Тематические разделы

Календарь

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Рекомендуем


Это интересно

Энциклопедия "Братьев чистоты".

 (голосов: 5)
Автор: Павел Густерин | Комментариев: 0 | Просмотров: 3345

Общество «Братьев чистоты», имевшее целью распространить философские воззрения в народных массах Арабского халифата и составившее для этого большую популярную философскую энциклопедию, возникло в Басре (Ирак) в Х в. Басра была исконным очагом арабо-персидско-сирийских философских кружков, но в IX в. халифская клерикальная реакция заставила басрийцев скрывать свои идеи. В Х в. в результате гонений, которым более ста лет подвергалась философия как неправоверная наука, она могла опять свободно развиваться, потому что багдадские халифы оказались лишенными всякой политической власти, и собственно Багдад в 945 г. попал в руки правителей Западной Персии, Буидов (934–1062), которые, исповедуя шиизм, не находили нужным заботиться о том, чтобы суннитское правоверие не подвергалось опасности со стороны философских идей. Таким же вольномыслием и покровительством философскому течению отличались в Х в. и прочие местные династии, возникшие на территории распавшегося Халифата, в том числе Саманиды (819–1005) в Восточной Персии и Хамданиды (945–1004) в Северной Сирии, при которых появились такие философские светила, как аль-Фараби (870–950) и Ибн Сина (980–1037).

По плану «Братьев чистоты», который был опубликован ими в одном из трактатов их энциклопедии, предполагалось устроить обширную, сложную и крепкую организацию мусульманских философов, с различными уровнями приверженцев, постепенно переходящих с более низкой стадии философского развития на более высокую, — организацию, которая из Басры разветвлялась бы в виде братских философских лож, по другим важным городам Халифата. Каждая ложа «Братьев чистоты» должна была заниматься пропагандой философских идей в своем районе, просвещать как можно больше людей и подготавливать очищение ислама от накопившихся в нем грубых искажений. Неизвестно, удалось ли «Братьям чистоты» осуществить на практике идею своей организации согласно этому плану, явно слишком широкому. Очевидно, среди членов кружка не оказалось талантливого и влиятельного организатора.

При этом вполне удался другой замысел «Братьев чистоты» — составить для популяризации философских идей общедоступную, всеобъемлющую, сводную философскую энциклопедию. Она носит заглавие «Дар братьев чистоты». В ней содержится 51 расаиль (буквально: «посланий», здесь — трактатов), которые охватывают все отрасли тогдашнего философского и естественнонаучного знания. Первые 50 трактатов — элементарная популяризация, без претензий на новое самостоятельное исследование, а в 51-м подводится итог всему сборнику. Ни один трактат не имеет авторской подписи. Трактаты распадаются в систематическом порядке на четыре раздела: 1-й раздел (13 трактатов) — науки математические, как необходимое средство для предварительного дисциплинирования ума; 2-й раздел (17 трактатов) — науки физико-естественные; 3-й раздел (10 трактатов) — явления душевной деятельности; 4-й раздел (11 трактатов) — предметы наук богословских и общее заключение. Полное арабское издание энциклопедии составило четыре тома.

Энциклопедия «Братьев чистоты» быстро распространилась по всему Востоку и в том же Х в. стала известна и в Кордовском халифате. Долгое время она оставалась популярным научно-образовательным чтением. Раввин Калонимос перевел часть этой энциклопедии на еврейский язык и, восхваляя ее, писал: «Здесь говорится обо всех науках, какие только существуют в мире, обо всех предметах, про которые писано людьми. Изложение идет в виде повествований, рассказов, выраженных мнений и доказательств. Последних, впрочем, мало, потому что в эту энциклопедию прямо внесено то, что в течение многих веков и до наших дней признается за верное кем-нибудь из древних и новых философов. Составителями энциклопедии было целое общество ученых людей, славных между народами колена Исмаилова, а если их имена не названы, то это вследствие того, что по поводу материй религиозных здесь высказываются противоречивые мнения».


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Энциклопедия "Ихван ас-Сафа"
  • Шамсуддин Мухаммед Амоли
  • Латинизированные имена мусульманских учёных и философов.
  • Мир Фендерески и его ученики
  • Насираддин Туси и шиитский "Калам"

  •   Copyright © 2003-2017
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость