Тематические разделы

Календарь

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Рекомендуем


Это интересно

Когда в столице появился первый дом Аллаха

 (голосов: 4)
Автор: VeT | Комментариев: 0 | Просмотров: 12853

Безусловно, наличие мечети предполагает и существование имама и муэдзина, однако таких данных в приводимом источнике не имеется. Локализовать точное месторасположение мечети, указанной в 1744 г., пока что не представляется возможным. На рубеже XVIII-XIX вв., согласно документам Центрального архива научно-технической документации Москвы и некоторым опубликованным источникам, все домовладельцы из числа мусульман проживали на небольшой территории в районе пересечения Старо-Толмачевского переулка и Большой Татарской улицы. Поэтому логично предположить ее нахождение в этом ограниченном районе.

Долгое время автор настоящей статьи считал, что перепись 1744 г. содержит наиболее раннее документальное упоминание о татарской мечети в Замоскворечье (свидетельствующая, помимо всего прочего, об уже существующей мечети). Однако сопоставление двух других источников позволяет сделать вывод о том, что самое первое упоминание о мечети в Москве следует на два десятилетия раньше.

Историк Г.Н.Айдаров обнаружил в РГАДА челобитную толмачей Рамазана Тевкелева с товарищами «о бытию в татарской мечети абызом казанскому татарину Ашир Кадыеву» от 1712 г. То же самое имя автору удалось найти в «Актовых книгах XVIII столетия»: «татарин Муазин Аширук Дакиев» выступает покупателем «строения в Татарской слободе» в 1715 г. Итак, Ашир Кадыев все же стал абызом (власти, возможно, считали его муэдзином – т.е. лицом второй значимости после имама) мечети в Татарской слободе, уже существовавшей в 1712 г.

Известны имена и некоторых других имамов этой мечети, хотя и не всех. С 1782 г. имамом мечети в Татарской слободе становится мулла Абдулла Узбеков. Согласно данным Метрической книги Московской мечети, в 1840 г. среди умерших назван некий «титулярный советник Абдулла Узбеков», скончавшийся в возрасте 89 лет. Вполне вероятно, что это тот самый имам, служивший при старой мечети с 1782 г. (когда ему был 31 год).

Надо также заметить, что мечеть, имамом которой он являлся, не была построена в указываемом году, как написано в многочисленных публикациях последних лет по истории московских мусульман; следовательно, ее существование не имеет никакого отношения к либеральной политике Екатерины II.

Относительно исчезновения этой мечети в начале XIX в. существует несколько предположений. Возможно, что ее деревянное здание действительно обветшало и было разобрано, как сказано в публикациях последнего времени. Вместе с тем, на основании неназванных источников утверждается также, что исчезновение мечети (во дворе переводчика Коллегии иностранных дел князя Сулмамит-мурзы Сименея) связано со вспыхнувшей в Москве эпидемией чумы, в результате чего «большинство прихожан, в том числе и сам князь Сименей, скончалось. Наследники князя продали дом вместе с участком земли… Татарский молитвенный дом вскоре был снесен». Впоследствии молитвенные собрания проводились в домах местных купцов.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • ОБ ЭТНОНИМЕ «ТАТАРЫ».
  • Роль мечети в Исламе
  • Роль мечети в Исламе.
  • КАКАЯ МЕЧЕТЬ САМАЯ СЕВЕРНАЯ...
  • 100 шагов от православия до ислама

  •   Copyright © 2003-2020
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость