Тематические разделы

Календарь

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Рекомендуем


Это интересно

Этика разговора

 (голосов: 6)
Автор: SeR | Комментариев: 0 | Просмотров: 18712
Но, внимательно прислушавшись к их разговорам, вы обнаружите, что большая часть из того, что говорится, – лишь нескончаемое пустословие или злословие. А ведь Аллах вложил в рот человека язык не для первого, а о таланте красноречия судят не по второму: “Нет добра во многих из их тайных бесед, – разве кто приказывает милостыню, или доброе дело, или примирение между людьми. И если кто делает это, домогаясь благоволения Аллаха, тому Мы даруем великую награду”. (Сура 4, аят 114).

Ислам уделяет особое внимание содержанию речи и ее стилю, поскольку исходящее из уст любого человека слово свидетельствует о его интеллектуальном уровне и нравственности, а стиль ведения разговора в группе людей определяет их общий уровень и то, насколько привилась добродетель в их среде. Перед тем как обращаться к другим, человек должен задать себе вопрос: “Имеется ли в данном случае причина, побуждающая к разговору?” Если такая причина действительно находится, то можно говорить. В противном случае будет гораздо лучше промолчать и воздержаться от излишних разговоров тогда, когда в них нет необходимости, – и это будет одним из актов поклонения, заслуживающим огромного вознаграждения.
Вот что говорит ‘Абдуллах ибн Мас‘уд: “Клянусь Тем, помимо Которого нет иного бога, – нет на поверхности земли ничего, более заслуживающего долгого заключения в тюрьме, нежели язык” (Ат-Табарани).

А вот что сказал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас: “Пять вещей более прекрасны, нежели вороные строптивые кони:
1. не предавайся беседе о том, что тебя не касается, – ведь это излишне, и нет того, кто обезопасил бы тебя от бремени (греха)…
2. и не предавайся беседе о том, что касается тебя, пока не подберешь для этого (подобающее) место, – ведь некто, ведший беседу о чем-то, его касавшемся, вставил это в неподобающее для этого место и был осужден;
3. и не спорь ни с кротким (человеком), ни с глупцом – ведь воистину кроткий (человек) почувствует неприязнь к тебе, и, воистину, глупец причинит тебе вред;
4. и вспоминай о своем собрате в его отсутствие так, как было бы любо для тебя, коль он вспоминал (бы) о тебе; и прощай ему то, что было бы любо для тебя, коль он прощал бы это тебе…
5. и действуй, как человек, о котором известно, что он воздает лучшим и уважаем!..” (Ибн Абу Ад-Дунья).
Мусульманин может воспитать в себе эти качества лишь только сумев совладать со своим языком, набросив на него крепкую узду, которая сможет крепко удержать его тогда, когда нужно молчать, и будет управляемой тогда, когда нужно вести разговор.
Тех же, кто пребывает на коротком поводу у собственного языка, он постепенно доведет до погибели.

С шумной болтовней исчезает и благоразумие. Большинство людей, которые заводят разговоры и речь которых изливается неустанным потоком, получают однозначную оценку слушателя – их речь не проистекает из благоразумия или глубокого мышления; более того, слушатель может даже посчитать, что ум говорящего оторван от его беспрерывной речи. Человек – когда он хочет собраться с мыслями и обдумать свои поступки – становится молчаливым. Более того, когда он хочет всмотреться в самого себя и привести в порядок свои мысли, он устремляется из шумной среды в отдаленную тихую местность или укромный уголок.

А потому нет ничего страшного в том, что Ислам рекомендует молчание и считает его полезным и действенным средством воспитания культуры в человеке.
Так, один из советов Посланника Аллаха Абу Зарру был следующим: “Тебе долженствует продолжительность в молчании, – ведь, воистину, оно изгнание шайтана и помощь тебе в деле твоей религии” (Ахмад). Язык, брошенный человеком на произвол судьбы, несомненно является веревкой, висящей в руках сатаны, и ее хозяин крутит ею, как ему заблагорассудится. Если человек не способен контролировать себя в своих поступках, его рот превращается во «входную дверь» для всякого мусора, очерняющего сердце и покрывающего его вновь и вновь слоем забвения.

Посланник Аллаха сказал: “Вера раба (Божьего) не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь сердце его. А сердце его не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь язык его” (Ахмад). На первом этапе становления на этот путь, человеку надлежит «стряхнуть со своих рук» все дела, которые его не касаются, и не утруждать себя тем, за что он не отвечает. “Прекрасное в вере человека – его отстранение от того, что его не касается” (Ат-Тирмизи).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Как выбирать друзей
  • В стремлении к лучшему миру
  • Скромность
  • Бездуховность — страшнее оружия
  • Cлабость нравственности – свидетельство слабости веры

  •   Copyright © 2003-2017
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость