Тематические разделы

Календарь

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Рекомендуем


Это интересно

Великодушие и щедрость

 (голосов: 2)
Автор: SeR | Комментариев: 0 | Просмотров: 23083
Посланник Аллаха сказал: “О сын Адама! Поистине, коль ты не жалея отдашь излишек, (будет) лучше для тебя, и коль ты его удержишь, (будет) хуже для тебя, и за достаток ты не (будешь) порицаем, и начни с того, кого содержишь, и рука поднятая лучше, нежели опущенная” (Муслим). Коран дал нам понять об этом, сопоставив запрет расточать средства с велением расходовать их на родственников и нуждающихся. Так, расточитель – это глупый транжира, который разбазарил большую часть своего имущества на удовлетворение собственных услад. Но что в таком случае у него останется для соблюдения обязательных прав и оказания необходимой поддержки? Всевышний сказал: “И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику, и не расточай безрассудно, – ведь расточители – братья сатаны, а сатана своему Господу не благодарен”. (Сура 17, аяты 26–27).

Далее по тексту Корана следует завет в отношении нуждающихся и соблюдении их достоинства. Так, он велит мусульманину проявлять к ним благосклонность, а коль нет возможности дать им то, за чем они пришли, – отвечать им в деликатной форме. “А если ты отвратишься от них, ища милости от твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово легкое”. (Сура 17, аят 28). Призыв Ислама к великодушию и щедрости неиссякаем и постоянен, а его война против скупости и жадности не затихает ни на миг. Со слов Абу Хурайры передано следующее: “Пророк сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям, далек от Ада. А скупец далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к Аду. И щедрый невежда более любим Всевышним Аллахом, нежели скупой ученый»“ (Ат-Тирмизи).

В этом мире нет и не может быть такой общественной системы, в которой люди могли бы обходиться без взаимопомощи и сочувствия. Более того, чтобы установить мир и спокойствие, обеспечить счастье людям, просто необходимо, чтобы сильный был добр к слабому, а обеспеченный помогал малоимущему. Если бы богатства в том или ином количестве, которыми наделены те или иные люди, были лишь следствием их природных дарований и способностей, то одним бы досталось многое, а другие бы довольствовались весьма скромным достатком, – ведь таковы незыблемые законы природы, и с этим ничего не поделаешь. А несчастье приходит к людям лишь только тогда, когда каждый из них живет сам по себе, признавая лишь самого себя, свои нужды и только. И это при том, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, собрал людей всех вместе и постановил для них суровое испытание – совместный образ жизни при различиях в общественном статусе; этим испытанием подвергается крепость их веры и распределяются тем самым милости Аллаха.

“И некоторых из вас Мы сделали для других искушением – вытерпите ли вы? А Господь твой видит”. (Сура 25, аят 20). Никакое сообщество (умма) не добьется успеха на этом поприще, кроме как укрепив узы между своими сынами и тем самым не оставляя места для существования обездоленных, которые бы претерпевали бедствия нищеты, и богатых, которые бы наслаждались радостями жизни в одиночку. Во имя достижения этих высоких целей Ислам имеет четкие нормы. Одной из них является привитие человеческой душе стремления совершать благодеяния, оказывать помощь и творить добро. Плодами этого великодушного воспитания не пользуются лишь только обездоленные; напротив, их умиротворенность и блаженство возвращаются к тем, кто был щедр, оберегая их от душевных сотрясений, вызываемых озлобленностью, а также от последствий слепого эгоизма.
“Вот вы – те, кого зовут, чтобы расходовать на пути Аллаха. А среди вас есть такие, что скупятся. И кто скупится, тот скупится в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат, а вы бедны!” (Сура 47, аят 38).

Нищета – это пятно, которое, будучи посажено на человеке, угнетает его и роняет его достоинство, принижая его положение в сравнении с тем, которое Аллах установил для людей. Она способна полностью лишить его “почета”, которым Аллах превознес человека над другими созданиями, – ведь до чего же тяжело видеть человека в разорванной одежде, дыра на которой вот-вот обнаружит его срамные части тела; или же босым, с пятками и пальцами, покрытыми мозолями от соприкосновения с землей; или же голодным, когда он буквально не отрывает глаз от любой вкусной пищи, но, будучи лишенным средств, отворачивается в отчаянии.

Те, кому приходится видеть эти чудовищные сцены, но которые, однако, никак не трогают их душу, не являются ни людьми, ни верующими. Ведь узы родства связывают всех людей в целом, и их необходимо поддерживать и не отдавать их на растерзание человеческим лишениям. Страх человека перед своим Господом из-за того, что существуют подобные обездоленные люди, – это вопрос веры. Однажды Пророку довелось быть свидетелем подобной печальной картины. И она оставила в его душе тяжелый след. Тогда он собрал мусульман и обратился к ним с речью. Он напомнил им о праве человека перед человеком, призвал их к тому, чтобы их души преисполнились чувством боязни Аллаха и Судного Дня, и так он продолжал говорить им до тех пор, покуда они не собрали столько, что этого было достаточно для покрытия нужд бедных.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • О положившем начало хорошему или дурному обычаю
  • Место Сунны в Исламе
  • О запрещении скупости и скаредности
  • Аргументы защитников нововведений
  • О богобоязненности (таква)

  •   Copyright © 2003-2017
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость