Тематические разделы

Календарь

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Рекомендуем


Это интересно

Из социальной истории Дагестана и Закавказья.

 (голосов: 3)
Автор: Павел Густерин | Комментариев: 0 | Просмотров: 9134

В результате ослабления в XVII–XVIII вв. власти персидских шахов — династии Сефевидов (1502–1736) и Афшаров (1736–1796) — Дагестан и Закавказье разделились на несколько владений, управляемых ханами.

К середине XVIII в. образование ханств фактически завершилось: Северный Дагестан занимали Баматула, Мехтулинское ханство и Тарковское владение (Шамхальство), Средний — Аварское и Казикумухское ханства, Южный — Дербентское и Кюринское ханства, Табасарань и Уцмийство. В Закавказье располагались Бакинское, Гянжинское, Джавадское (Муганское; в 1780 г. присоединено к Кубинскому ханству), Елисуйское, Карабахское, Кубинское, Нахичеванское, Сальянское, Талышинское, Шекинское, Ширванское и Эриванское ханства.

Возникновение их было различно: или путем отделения поставленных шамхалами или шахами наместников и провозглашения себя независимыми от центральной власти (Баматула, Табасарань, Уцмийство, Аварское, Бакинское, Ганжинское, Дербентское, Карабахское, Кубинское, Нахичеванское, Тамышинское, Ширванское и Эриванское ханства), или путем образования союза из нескольких селений и избрания ими себе в правители какого-либо способного управлять народом лица, потомки которого превращались позднее в наследственных владетелей (Елисуйское, Казикумухское, Мехтулинское и Шекинское ханства). Исключение по своей природе составляет Кюринское ханство, учрежденное в 1810 г. центральной российской властью.

В первое время после образования владения в большинстве ханств престол в течение более или менее продолжительного времени оставался выборным, но затем стал наследственным и преимущественно по праву старшинства в роде. Права ханов в первый период, кроме чрезвычайных случаев, когда они выступали в роли военных предводителей, были весьма ограничены, почему для решения всех более важных вопросов хан нуждался в согласии народа. Судебной власти в делах уголовных, без сходки старшин, хан не имел, а по гражданским выступал только как посредник, решения которого не имели никакой силы и приобретали таковую только по желанию сторон. Особого содержания хан не получал, но все необходимое для продовольствия его и находившихся при нем лиц доставлялось жителями.

Поземельные права хана были ограничены: ему предоставлялись только лучшие наделы земли в том селении, где он жил, а также некоторые горы для пастьбы его скота. С течением времени благодаря частым войнам власть ханов усилилась, и они приобрели высшую власть в сфере суда, администрации и финансов, но пользовались ею умеренно, будучи ограничиваемы обычаями.


* * *

Тарковское владение с VIII в. по 1867 г. составляло в Дагестане особую область, правители которой назывались шамхалами и, кроме того, носили титул «владетель буйнакский», «вали дагестанский», а некоторое время и «хан дербентский».

В VIII в., как передает дагестанская летопись Мухаммеда-Рафи, совпадающая с изустным преданием и отрывочными сведениями Дербент-намэ, аравийское войско под начальством потомков пророка Мухаммеда вступило в Ширван и стало здесь готовиться к походу на Дагестан. Избрав своим предводителем некоего Шамхала, арабы заняли побережье Каспийского моря с г. Дербентом, проникли внутрь Дагестана и образовали обширное владение, простиравшееся на весь Дагестан. Обратив жителей в ислам и поселившись в Кумухе, Шамхал разделил завоеванную землю на уделы и раздал их в управление своим родственникам, которые должны были наблюдать за соблюдением правил религии, вершить суд по шариату и собирать налоги.

Позже прибрежная полоса Каспийского моря стала ареною упорной борьбы между персами и турками. Дербент переходил из рук в руки. Внутри Дагестана нарастали противоречия из-за расхождений между положениями шариата и адатом. Власть правителей Кумуха, принявших титул «шамхал», была слабой. В XIV в. они подвергаются серьезной опасности со стороны соединенных сил хайдаков, хумзаков и турок, следствием чего явилось отпадение наиболее отдаленных земель — Кайтола и Аварии, составивших самостоятельные владения. В самом Кази-Кумухе появляется сильная партия, желающая ниспровержения власти шамхалов. Они переносят свою столицу сначала в Буйнак, затем в Тарки, откуда наезжают в Кумух только летом. С 1640 г. шамхалы навсегда остаются в Тарках. С перенесением резиденции из гор на берег Каспийского моря власть шамхалов, и прежде сводившаяся к сбору дани, все более ослабевает.

Своеобразной была природа власти уцмиев в их владении, называемом Уцмийством. Это государство, возникшее в результате арабского завоевания, существовало в VIII–XIX вв. Арабы, завоевав Дагестан, бывшего под правлением шамхала, назначили ок. 734 г. правителем Кайтага Эмир-Хамзу, происходившего из рода Корейшитов. Эмир-Хамза, поселившись в основанной им крепости Кала-Корейш (позже Ургмузда) и приняв титул «исми» («именитый»), превратившийся позднее в «уцми», и стал родоначальником уцмиев. На обязанности уцми в первое время лежал надзор за соблюдением правил религии, суд по шариату, распространение ислама и сбор дани для шамхала. С падением власти шамхалов в XIV в. уцмии становятся от них независимыми, но с этого же времени власть уцмия становится избирательной и значительно ослабевает. В мирное время уцмии были лишь судьями, приговоры которых, как и приговоры прочих посредников, не имели обязательного характера. Только в военное время, когда уцми собирал войско и начальствовал над ополчением, она приобретала большое значение. По мере того, как войны стали более частыми и продолжительными, власть уцмиев усиливалась и при поддержке Персии в XVI в. сделалась наследственной. Вместе с этим влияние уцмиев упало среди горных племен, дороживших своей свободой, и они переносят свою резиденцию с гор на равнину, в Башлы, Маджалис, Уркарах и Яншкент.

Табасарань не была единой. По преданию, в древности Табасарань была заселена йезидами. В VIII в. ее захватили арабы, которые, обратив жителей в ислам, назначили ее правителем Магомета Маасума, дав ему в помощь Кадия. С течением времени Табасарань была разделена между потомками Кадия и Магомета на две части: северную, управляемую беками из потомства Кадия, и южную, доставшуюся потомкам Магомета, принявшим титул «маасум», или «майсум». Каждая из этих частей делилась на вольную Табасарань, управлявшуюся выборными старшинами, и раятскуюТабасарань, находившуюся в подчинении бекам.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • О методах распространения ислама на Кавказе
  • Запрет ваххабизма - решение проблемы?
  • Убийство аль-Асвада аль-Анси
  • Шамсуддин Мухаммед Амоли
  • Принципы партии, подвергнутые критике со стороны мусульманских ученых.

  •   Copyright © 2003-2018
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость