Тематические разделы

Календарь

«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Рекомендуем


Это интересно

Об исламоведческом труде Д.К. Кантемира.

 (голосов: 3)
Автор: Павел Густерин | Комментариев: | Просмотров: 8288

Одна из наиболее значимых востоковедных работ Дмитрия Константиновича Кантемира [1] — написанная в 1719 г. на латыни «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии» [2] (“Sistema de religione et statu Imperii Turcici”), известная также под названием «Система турецкого вероисповедания» [3], в основу которой был положен латинский текст Кантемира “Curanus” [4].

«Книга Систима» была переведена с латыни Иваном Ильинским [5] и издана в Петербурге в 1722 г. [6] Объем этого 40–45-строчного издания на 379 страницах текста собственно сочинения составил ок. 25 авторских листов. Кроме того, в книгу вошли «Петру Великому словоприношение» автора на пяти страницах, «Ода в похвалу труда светлейшего князя Дмитрия Кантемира “Систима”, повествующей о религии и положении Турецкой империи» на латинском языке (“Ode in laudem operis serenissimi Principis Demetrii Kantemiri Systema, dicti de religione et statu imperii Turcici”) ректора московской Славяно-латинской академии [7] архимандрита Феофилакта на трех страницах, прославление Дмитрия Кантемира как автора труда о «системе мухаммеданской религии» на латинском языке (“Serenissimo & celsissimo Demetrio Cantemir Rossiaci imperii principi, terrarum Moldaviae haereditario domino…”), датированное 22 ноября 1719 г., некоего Гедеона Вишневского, подписавшегося “Vestrae Serenitati devinctissimus” («Преданнейший друг Вашей светлости»), на девяти страницах и «Предисловие» автора на восьми страницах.

Названия «книг перваго тома» выглядят следующим образом:

Книга первая. «О лжепророке [8] Мухаммеде» (12 глав),

Книга вторая. «О Коране» (6 глав),

Книга третья. «Об апокалипсисе мухаммеданском» (2 части; 2-я часть состоит из 10 членов),

Книга четвертая. «О теологии мухаммеданской» (21 глава),

Книга пятая. «О религии мухаммеданской» (15 глав),

Книга шестая. «Об иных религии мухаммеданской уставах» (41 глава).

То, что «Оглавление» относится именно к «первому тому», а книга заканчивается словами «конец перваго тома», заставляет предположить, что к печати готовилось продолжение рассматриваемого издания. Однако никаких свидетельств о том, что продолжение было хотя бы написано Кантемиром, не осталось.

«Книга Систима» основана преимущественно на мусульманских источниках. История ислама, «курановы законы» (по выражению Кантемира), мусульманские повседневные обряды, сектантство в исламе (в особенности дервишские [9] секты бекташи, мевлеви, каландари, кадири и др.), мусульманское мистическое учение, обычаи и нравы, свадебные и похоронные обряды турок, мусульманская наука — это лишь часть перечня сведений, содержащихся в «Книге Систиме». Сведения, сообщенные Кантемиром, касаются не только турецкого варианта ислама, но в большей своей части ислама вообще.

Заслуга Кантемира заключается в том, что в этом труде он собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес до наших дней и сохранил материал, который неоценим для изучения истории развития общественного сознания. Кроме того, Кантемир приводит здесь и результаты собственных исследований. Так, основываясь на доступных источниках на арабском и турецком языках, Кантемир определяет точную дату рождения пророка Мухаммеда: «Господа Иисуса Христа, 570, месяца Маия в третий день в субботу», и здесь же говорит: «хотя нынешние мухаммедане в сочислении Солнечнаго течения скаредно заблуждающе, мнят его родившася месяца Септеврия в 14 день». [10]

Отдельные главы посвящены лингвистическому анализу Корана: «О стиле курановом» (кн. 2, гл. 5) и «О трудностях языка куранова» (кн. 2, гл. 6).

Примечательно, что Кантемир отдельно рассматривает дервишеские секты (кн. 6, гл. 8–18) и мусульманские ереси (кн. 6, гл. 19–31). Говоря о мусульманских науках (кн. 6, гл. 34–41), Кантемир тем самым отдает должное глубокой методологической основе всей «систимы» ислама.

Таким образом, в одной этой работе Кантемир выступил как исламовед, в том числе корановед и суфиолог [11], арабист, иранист и тюрколог. В западном исламоведении сопоставимый по значению с «Книгой Систимой» труд появился лишь спустя полтора столетия — это 2–томная работа на немецком языке И. Гольдциера [12] “Muhammedanische Studien” (Halle, 1889–1890); в русском переводе — «Лекции об исламе» (СПб., 1912).

Насколько востребована была «Книга Систима» видно из того, что 18 (29) июля 1722 г. Петр I повелел [13] Синоду [14] напечатать ее без промедления [15] и переслать ему в действующую армию на Каспий, а уже 22 декабря 1722 г. (2 января 1723 г.) работа была напечатана. Она быстро разошлась, так как пользовалась большим спросом у читающей публики. [16] Книга стала единственной публикацией из всех научных работ князя Дмитрия, осуществленной при его жизни.

Приглашенный академик по кафедре красноречия и церковной истории Петербургской АН Иоганн Петер Коль написал «помещенный в Acta eruditorum (1729 год, 509) разбор системы мухаммеданской религии князя Дмитрия Кантемира, изданной в Петербурге в 1722 году» [17], что стало международным признанием первенства Кантемира в области исламоведения. [18]

Таким образом, этот труд ставит Кантемира в один ряд с выдающимися исламоведами мира.


Об исламоведческом труде Д.К. Кантемира.


Титульный лист
«Книги Систимы, или Cостояния мухаммеданския религии».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • ПЕТР ПОСТНИКОВ И ЕГО ПЕРЕВОД КОРАНА.
  • Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи.
  • КОРАН КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ.
  • Пётр I и мусульмане.
  • ИСТОРИЯ ИБРАГИМ-БЕКА.

  •   Copyright © 2003-2020
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость