Тематические разделы

Календарь

«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Рекомендуем


Это интересно

Война.

 (голосов: 2)
Автор: SeR | Комментариев: 0 | Просмотров: 33615

Вновь и вновь варьирует Мухаммед в этой суре мысль о том, что повиновение пророку -победа, а неповиновение - поражение, поражение и в земной жизни, и в загробной. Все, что было возможно, извлек он из победы при Бадре для прославления ислама и утверждения своего пророческого авторитета. Победа при Бадре была триумфом его дальновидной и мудрой политики, и Мухаммед не намеревался принижать своих заслуг.

В этой суре (мимоходом и вскользь) впервые встречается в словах Аллаха некоторая неуверенность в осуществимости человеческого счастья на земле. Поступайте так-то и так-то, учит он верующих, а потом добавляет:
"Может быть, вы будете счастливы..." Это "может быть" в устах всемогущего Аллаха (не раз повторенное Мухаммедом в последующих стихах Корана) звучит несколько странно: все способен совершить Аллах - и уничтожить неверных, и сотворить мир. и воскресить мертвых, и обеспечить вечную загробную жизнь; любое чудо ему по силам, кроме земного счастья человека. Здесь он положительно пасует - "может быть, вы будете счастливы...". А может, и не будете - кто его знает? Это "может быть", вырвавшееся у Мухаммеда в минуту торжества и успеха, подводит как бы некоторый итог его личного опыта. Как-никак пятьдесят четыре года за плечами пророка, возраст не очень совместимый с юношеской восторженностью, с простодушной верой, что стоит только переделать мир по определенной наилучшей программе, и пожалуйста - все будут счастливы. Ему ли занимать у кого-нибудь веру? Но и вера, увы, гарантирует лишь вечное загробное блаженство, в дольней же жизни и вера не обеспечивает счастья.

А что стоило бы, казалось, провозгласить Мухаммеду, что полнота веры дает полноту счастья уже в земной жизни? Ведь его никто бы не смог обвинить во лжи, так как не нашлось бы человека, который перед лицом своей совести смог бы утверждать, что он достиг полноты веры. Как бы от этой неправды выиграла привлекательность ислама - еще немного, еще одно усилие на пути Аллаха - и вот оно, воплощение земного счастья! Единственное учение, гарантирующее счастье, - ислам... А вместо этого - "может быть, вы будете счастливы". И только. Больше никаких обещаний.

Ничего не стоило бы Мухаммеду убрать, вычеркнуть, уничтожить и не допустить в Коране это пессимистическое "может быть", если бы он был только политиком, стремящимся к власти и реализации определенной религиозно-этической схемы. Но он был также и пророком, в первую очередь именно пророком, а не политиком, он сам верил тому, чему учил, - верил и в ангелов, помогавших мусульманам в битве при Бадре, и в Джибрила, являющегося к нему с посланиями Аллаха, и в то, что зарытые в землю курайшиты слышат обращенную к ним речь... То, во что он верил, очень часто было ему выгодно. но это совпадение веры и личной заинтересованности происходило где-то в таких тайниках его души, до которых его сознание не докапывалось. Для него этой связи просто не существовало, целесообразность божественных повелений доказывала лишь их истинность. Он верил в истину, шел по правильному пути, и действительность начинала подчиняться ему.

Успех в битве при Бадре вселил в Мухаммеда фантастическое представление о непобедимости мусульман.
- О пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ не понимающий.
Победу над десятикратно превосходящим врагом обещал Бог мусульманам! Впрочем, скоро Мухаммед понял, что эта рекомендация несколько нереальна, и если бы мусульмане ей последовали, ничего хорошего из этого не получилось бы. Аллах несколько умерил свои требования.
- Ныне облегчил вам Аллах. Он знает, что у вас есть слабость. А если будет среди вас сотня терпеливая, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с дозволения Аллаха: ведь Аллах - с терпеливыми!
В откровениях, полученных Мухаммедом, незамедлительно нашли отражение и сугубо практические вопросы, выдвинутые жизнью. Было поведано, во-первых, что, в отличие от пророков древности, Мухаммеду разрешено участие в военных походах, захват добычи и пленных. Те, кто, ссылаясь на ветхозаветные предания, считал, что пророку не к лицу подобная практика, были тем самым посрамлены. Прецеденты Аллаха нисколько не связывают - предыдущим пророкам запрещал, а Мухаммеду счел нужным разрешить, и не только разрешить, но и вменить в обязанность. Ислам - самостоятельная религия, идеи, почерпнутые из христианства и иудаизма, для него не закон.

Доля добычи, выделенная пророку, получила полное одобрение Аллаха:
- И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху - пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах мощен над всякой вещью!
Гуманное отношение к пленным, на котором настаивал Мухаммед, также отвечало замыслам Аллаха!
- О пророк! Скажи тем, в руках которых пленные: "Если Аллах узнает про добро в ваших сердцах, Он дарует вам лучшее, чем то, что взято
у вас, и простит вам:
Аллах прощающ, милосерд!" Мухаммед призывал мусульман отпускать пленных без выкупа, особенно в тех случаях, когда они изъявили желание принять ислам. Этого требовало и милосердие, и здравый смысл - враги при таком отношении будут охотнее сдаваться в плен, зная, что им не угрожает ни расправа, ни разорение, но мухаджиры и ансары на это не соглашались, и гуманное обращение с пленными вошло в Коран только как рекомендация, а не категорическое требование.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.




Новости по теме:
  • Коран о битве в Бадре
  • Коран о битве при Ухуде
  • Тяжёлые годы.
  • Преимущества, которые получает новообращенный мусульманин
  • Преимущества, которые получает новообращенный мусульманин

  •   Copyright © 2003-2020
    www.islam-info.ru
    Портал об исламе и не только!
    На главную | Контакты | Правила сайта | Добавить новость